Приказ № 727
Министерство образования
Российской Федерации
Приказ
от 10.03.2000 № 727
Об основных направлениях деятельности
Министерства образования Российской Федерации в 2000 году и первоочередных
мерах по их реализации
Во исполнение решения расширенного заседания коллегии Министерства
образования Российской Федерации от 29.02.2000 N 5, рассмотревшей
итоги работы системы образования России в 1999 году и основные задачи
Министерства, органов управления образованием, образовательных,
научно-исследовательских и других учреждений системы образования
в 2000 году,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить одобренные коллегией основные направления деятельности
Минобразования России в 2000 году (приложение) по выполнению задач,
поставленных Национальной доктриной образования в Российской Федерации,
решений Всероссийского совещания работников образования, положений,
содержащихся в выступлении на совещании исполняющего обязанности
Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской
Федерации В.В.Путина, а также рекомендаций Политического консультативного
совета при Президенте Российской Федерации, принятых на заседании
совета 28 января 2000 г., 'О вопросах укрепления системы образования
в целях повышения интеллектуального и духовного потенциала России'.
Считать одной из важных задач Министерства организацию работы
по реализации положений Национальной доктрины образования в Российской
Федерации.
2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений
Министерства принять необходимые меры для повышения исполнительской
и плановой дисциплины; обеспечить соответствие содержания и сроков
планов работ структурных подразделений основным направлениям деятельности
Министерства.
3. Заместителям Министра взять под личный контроль подготовку и
проведение в соответствии с графиком, утвержденным приказом Минобразования
России от 24.01.2000 N 224, зональных совещаний работников образования,
на которых рассмотреть итоги Всероссийского совещания работников
образования 14-15 января текущего года, материалы расширенного заседания
коллегии Минобразования России от 29.02.2000 и определить конкретные
меры по их реализации.
4. Управлению региональной образовательной политики (Гальскову
Е.С.) в срок до 8 апреля 2000 г. представить руководству Министерства
информацию о проведенных зональных совещаниях, вопросах и предложениях
их участников, требующих рассмотрения в Министерстве образования
Российской Федерации.
5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием,
образовательных, научно-исследовательских и других учреждений сферы
образования обсудить итоги зональных совещаний на заседаниях ученых
и педагогических советов, собраниях трудовых коллективов.
6. Отделу баз данных и документальной связи (Быстрову И.Е.), Прессслужбе
(Омельченко С.В.) организовать информирование заинтересованных органов
законодательной и исполнительной власти, а также широкой общественности
о результатах работы коллегии и намеченных ею основных направлениях
деятельности Министерства в 2000 году.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр В.М.Филиппов
Приложение
к приказу Минобразования России
от 10.03.2000 N 727
Основные направления деятельности Министерства
образования Российской Федерации в 2000 году
По формированию государственной политики в области образования
и ее законодательному обеспечению:
разработка предложений по совершенствованию имеющихся и принятию
новых законодательных нормативных актов в соответствии с Национальной
доктриной образования в Российской Федерации;
совершенствование законодательной нормативной базы деятельности
образования, гарантирующей равный доступ к нему всех граждан страны,
сохранение единого образовательного пространства, обеспечение реальной
автономии образовательных учреждений, развитие демократической системы
образования; подготовка и доработка законопроектов: 'О государственных
гарантиях права граждан на получение общего образования', 'О дошкольном
образовании в Российской Федерации', 'О дополнительном образовании'
и других проектов, предусмотренных планом законотворческой деятельности
Министерства на 2000 год;
формирование структуры управления Федеральной программой развития
образования (2000-2005 гг.), разработка и реализация 'Перечня первоочередных
(на 2000 г.) работ, вытекающих из системы мероприятий Программы'
и 'Координационного плана совместных действий Минобразования России
с другими федеральными органами исполнительной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации';
разработка комплексных программ поддержки и развития региональных
систем образования, развивающих основные цели и задачи Федеральной
программы развития образования с учетом национально-культурных,
социально-экономических, экологических, демографических и иных особенностей
конкретного региона;
разработка направлений структурной перестройки системы образования
с учетом достаточно сложной демографической ситуации в предстоящие
10-15 лет на основе многообразия типов и видов учебных заведений,
вариативности образовательных программ, оптимизации направлений
подготовки специалистов в соответствии с реальными потребностями
рынка труда;
продолжение работы по анализу регионального законодательства в
области образования на предмет его соответствия Конституции Российской
Федерации и федеральным законам, содействие органам государственной
власти и управления образованием субъектов Российской Федерации
в их законотворческой деятельности.
По обеспечению и контролю качества образования:
завершение создания системы преемственных государственных образовательных
стандартов и внедрение их в практику деятельности образовательных
учреждений; развитие работ по созданию государственных образовательных
стандартов нового поколения для профессионального образования;
разработка примерных учебных планов и образовательных программ,
учебной и методической литературы, методов и технологий обучения
и воспитания на основе целевой программы 'Научно-методическое, материально-техническое
и информационное обеспечение системы образования';
разработка и реализация комплекса мер по поддержке инновационных
подходов к организации образовательного процесса, внедрения новых
педагогических технологий, опирающихся на современные информационные
и телекоммуникационные возможности, использование инновационного
потенциала вузовской науки;
поддержка и развитие сети федеральных экспериментальных площадок
на базе инновационно продвинутых образовательных учреждений;
укрепление учебно-лабораторной и материально-технической базы
образовательных учреждений на основе реализации целевой программы
'Индустрия образования', воссоздание системы обеспечения образовательных
учреждений учебной, научной, методической литературой, оборудованием
и другими средствами обучения для реализации государственных образовательных
стандартов и обеспечения научной деятельности, в том числе на основе
собственной инновационной и предпринимательской деятельности по
развитию рыночной инфраструктуры в науке и научном обслуживании;
разработка и реализация первоочередных мер по улучшению состояния
общего образования, включая нормализацию учебной нагрузки учащихся,
усиление направленности общеобразовательных программ на воспитание
здорового образа жизни, их практической ориентации и последовательной
гуманитаризации;
реализация программы поддержки сельской малочисленной и малокомплектной
школы, разработка специфических проблем содержания и организации
учебно-воспитательного процесса в этой школе, усиление его практической
направленности в соответствии с условиями современной российской
деревни;
разработка и поэтапная реализация основных положений Концепции
структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней
школе): создание на конкурсной основе вариантов образовательного
стандарта и базисного учебного плана в свете Концепции и необходимого
программного обеспечения;
разработка научных и методических основ обеспечения и контроля
качества образования. Организация конкурса 'Внутривузовские системы
обеспечения качества подготовки специалистов';
дальнейшее совершенствование профессионально-квалификационной
структуры подготовки специалистов разного уровня с учетом как отраслевых,
так и региональных потребностей;
ускорение реструктуризации подготовки кадров различных категорий
в соответствии со спросом на рынке труда, осуществление оптимизации
сети профессиональных образовательных учреждений;
организация выполнения Программы развития воспитания в системе
образования России, принятой в октябре 1999 года, разработка и принятие
соответствующих региональных программ;
реализация в каждом образовательном учреждении комплексной системы
воспитания как органического компонента образовательного процесса;
разработка государственной концепции совместной деятельности общества,
системы образования и средств массовой информации по созданию и
распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных
программ, передач и других материалов.
По подготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических
и научных работников:
разработка комплексной программы развития среднего и высшего педагогического
образования в России, отвечающего потребностям практики в условиях
реализации новой структуры и содержания общего образования, оптимизация
структуры подготовки педагогических кадров образовательными учреждениями
разных типов и видов, расширение возможностей многоуровневой подготовки
специалистов на основе координации работы учреждений педагогического
образования и региональных органов управления образованием;
совершенствование аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов
управления образованием, повышение стимулирующей роли аттестации
в системе переподготовки и регулярного повышения квалификации педагогических
и руководящих кадров всех уровней;
реализация мер по улучшению подготовки на современном уровне молодых
педагогических кадров для высшей школы, прежде всего, путем кардинального
повышения эффективности института аспирантуры, разработки и реализации
в аспирантуре как исследовательских, так и педагогически ориентированных
образовательно-профессиональных программ,
осуществление программы целевой подготовки молодых ученых через
аспирантуру в рамках федеральной целевой программы 'Интеграция фундаментальной
науки и высшего образования';
коренная переработка нормативной базы, регламентирующей вопросы
аттестации научных и научно-педагогических работников, в соответствии
с новыми положениями о порядке присуждения ученых степеней и о Высшей
аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации,
введение в действие нового положения о диссертационных советах и
пересмотр сети этих советов с учетом наличия ведущих научных школ
и потребностей регионов;
разработка перспективной программы включения учреждений высшего,
среднего и начального профессионального образования в развитие сферы
услуг дополнительного профессионального образования с учетом прогнозируемого
сокращения платного образования по основным образовательным программам
в связи с изменением демографической ситуации в стране.
По вопросам экономики образования, управления и контроля:
стабилизация и укрепление финансового положения системы образования,
разработка и апробация новых финансовых и организационно-экономических
механизмов, решение на этой основе материальных проблем работников
и обучающихся, задач повышения престижа и социального статуса учителей,
профессоров и преподавателей;
разработка предложений по нормативному финансированию образовательных
учреждений с учетом специфики регионов, типов, видов и категорий
учреждений; опытное внедрение нормативного метода финансирования
образования в отдельных регионах;
создание системы нормативных актов, регулирующих вопросы многоканального
финансирования учреждений образования из бюджетов различных уровней,
стимулирующих привлечение в сферу образования внебюджетных средств,
в том числе за счет расширения дополнительных образовательных услуг
и инновационной научной деятельности;
создание органов общественного управления образованием (от попечительских
советов образовательных учреждений до соответствующих структур на
федеральном уровне) как составной части государственнообщественной
системы управления образованием;
разработка правовых актов по стимулированию и юридической регламентации
деятельности общественных органов управления образованием по привлечению
средств в фонды образовательных учреждений;
завершение перехода на программное управление образованием на
федеральном уровне; разработка методического обеспечения проведения
этой работы на уровне регионов;
реализация программы создания на базе региональных центров информатизации
центров информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений
профессионального образования, которые в последующем должны быть
объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки
трудоустройства выпускников;
развитие системы взаимодействия территориальных (региональных)
органов управления образованием и органов управления трудом и занятостью;
завершение инвентаризации федерального недвижимого имущества учреждений,
предприятий и организаций, подведомственных Минобразованию России
и формирования на базе Центрального кадастрового бюро Минобразования
России единого отраслевого реестра федеральной собственности в целях
повышения эффективности управления ею, защиты имущественных прав
учреждений образования, оптимизации и сокращения эксплуатационных
расходов;
реализация отраслевой программы энерго-ресурсосбережения;
разработка методического обеспечения формирования программ энергосбережения
в деятельности образования на региональном и муниципальном уровнях;
завершение отработки нормативной базы по учебному книгоизданию,
создание информационного обеспечения системы книгоиздания;
развитие сети коллекторов учебно-наглядных пособий, технических
средств обучения и оборудования, а также книгораспределительной
сети системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
осуществление совместно с органами управления образованием и образовательными
учреждениями мер по сокращению незавершенного строительства объектов
образования;
контроль совместно с ЦК профсоюза работников народного образования
и науки за своевременной и полной выплатой заработной платы работникам
образовательных учреждений федерального подчинения, погашением задолженности
по заработной плате работникам сферы образования;
продолжение работы, направленной на решение вопросов поэтапного
повышения заработной платы и улучшения пенсионного обеспечения в
сфере образования, включая увеличение размеров надбавок за кандидатские
и докторские степени, пересмотр повышающих коэффициентов Единой
тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, изменения
и дополнения правительственных документов о пенсиях педагогическим
работникам за выслугу лет, реализацию Указа Президента Российской
Федерации о пенсионном обеспечении педагогических работников вузов,
проработку возможностей создания отраслевой системы пенсионного
обеспечения для системы образования;
совершенствование управления образованием, дальнейший переход
от распределительного к регулирующему руководству этой системой
с одновременным становлением государственно-общественных форм управления
на федеральном, региональном и местном уровнях;
активизация деятельности коллегиальных, в том числе общественных,
органов, функционирующих при Минобразовании России: Совета руководителей
органов управления образованием субъектов Российской Федерации,
Федерального экспертного совета, Научно-технического совета, Экономического
совета, других экспертных, консультационных, методических объединений,
а также руководящих органов профессиональных союзов и ассоциаций,
союзов ректоров высших и директоров средних, начальных профессиональных
учебных заведений, привлечение их к выработке, обсуждению и реализации
важнейших решений, касающихся деятельности системы образования;
формирование системы государственного и общественного контроля
за исполнением законодательства об образовании, требований государственных
образовательных стандартов, функционирования системы образования
в соответствии с государственными нормами и нормативами, активизация
инспекционно-аналитической деятельности Министерства и органов управления
образованием в пределах их компетенции;
создание эффективной модели мониторинга системы образования, развитие
его информационно-статистической и социологической базы на основе
внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий,
формирование профессиональной организационной структуры отраслевой
образовательной статистики;
формирование предпосылок для создания независимой государственной
аттестационной службы контроля качества образования, обеспечения
защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных
учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм, типов
и видов;
дальнейшее совершенствование системы лицензирования, аттестации
и аккредитации на основе единой процедуры, введенной с января 2000
г., повышение ее эффективности, активного взаимодействия в этом
процессе органов управления образованием, администрации субъектов
Российской Федерации и профессиональных ассоциаций, ужесточение
требований к анализу качества дистанционного образования и к деятельности
филиалов вузов и негосударственных образовательных учреждений;
совершенствование организационной структуры центрального аппарата
Министерства, уточнение функциональных обязанностей его сотрудников,
устранение дублирования в деятельности отдельных подразделений,
укрепление исполнительской дисциплины, повышение качества и эффективности
управленческих решений.
По организации научных исследований:
приоритетное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований,
инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения
важнейших проблем системы образования, основных направлений ее развития;
концентрация средств, выделяемых на развитие научных исследований,
их структуризация по приоритетным направлениям: фундаментальных
исследований, исследований, направленных на развитие системы образования,
исследований в областях критических и социально-ориентированных
технологий, обеспечение финансирования инноваций в объемах, соответствующих
законодательству;
развитие научно-инновационной деятельности как основы повышения
эффективности всех этапов научных исследований высшей школы:
фундаментальных исследований, прикладных разработок, деятельности
по созданию экспериментальных образцов и организации опытного производства
наукоемкой продукции;
расширение контактов с отраслевыми министерствами и ведомствами,
направленных на решение приоритетных (неотложных) задач развития
экономики, укрепление инновационного потенциала и введение в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности системы образования;
разработка и реализация Концепции государственной научной, научно-технической
и инновационной политики в системе образования Российской Федерации
на 2000-2004 годы;
обеспечение формирования и ведения реестра научных организаций
системы Минобразования России, завершение реструктуризации сети
научных организаций и формирование единого учебно-научно-производственного
комплекса отрасли образования;
упорядочение организации и актуализация тематики педагогических
исследований научных институтов и центров Минобразования России,
координация их деятельности с соответствующими подразделениями Российской
академии образования в рамках реализации совместного решения коллегии
Минобразования России и президиума РАО по данному вопросу;
расширение информатизации процессов обучения в системе образования,
широкое внедрение новых информационных технологий в процессы обучения;
развитие инфраструктуры единой телекоммуникационной сети системы
образования;
расширение и развитие инфраструктуры научно-технической сферы
технопарков, бизнес- и инновационных центров;
формирование завершенного научно-методического обеспечения федеральных
целевых и целевых ведомственных программ по развитию отрасли в целом,
отдельных уровней образования, конкретных направлений научной и
учебной деятельности;
формирование и реализация программы содействия развитию научноисследовательской
работы студентов, поисково-исследовательской деятельности обучающихся
в учреждениях общего основного и дополнительного, профессионального
образования.
По укреплению и развитию взаимодействия с государствами участниками
Содружества Независимых Государств:
разработка и реализация программ совместных научных исследований
по проблемам образования, научно-методическая поддержка общего образовательного
пространства;
реализация мероприятий по созданию единого межгосударственного
информационно-аналитического центра в области образования;
оказание содействия соотечественникам в доступе к среднему, высшему
и послевузовскому профессиональному образованию;
формирование системы содействия изучению языков и культуры народов
России за пределами Российской Федерации, поддержка создания российско-национальных
университетов, институтов, других образовательных учреждений, оказание
помощи в их работе, включая командирование специалистов-преподавателей,
предоставление учебной и учебно-методической литературы, другие
виды помощи на уровнях, предусмотренных соответствующими межправительственными
и межведомственными соглашениями;
оказание содействия в подготовке и повышении квалификации национальных
кадров преподавателей;
формирование организационных и содержательных предпосылок создания
единого образовательного пространства Союза России и Белоруссии;
По развитию участия России в мировом рынке образовательных услуг:
принятие и реализация международных договоров Российской Федерации
о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании,
ученых степеней и званий;
разработка предложений по повышению конкурентоспособности профессионально-образовательных
программ, предлагаемых для обучения иностранным гражданам в вузах
и других учебных заведениях Российской Федерации, расширение контингента
иностранных граждан, обучающихся на компенсационной основе;
повышение эффективности и оптимизация механизма международных
обменов, участия в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках
образовательных услуг, студенческих и школьных олимпиадах;
содействие реализации проектов в области образования, осуществляемых
в России с участием зарубежных или международных организаций, связанных
с привлечением иностранных инвестиций, усиление контроля за целевым
их использованием;
формирование экономически обоснованной, эффективной системы набора
иностранных учащихся в образовательные учреждения России;
развитие сети региональных и межвузовских центров международного
сотрудничества и академической мобильности;
формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров международных служб образовательных учреждений России.
|