Логотип СОО Система
Открытого
Образования

Вторник, 12 декабря 2017                       

http://www.engineer.bmstu.ru ИНЖЕНЕР
научно-образовательный портал
МГТУ им. Н. Э. Баумана
[Новости] • [О проекте] • [Карта сайта] • [Обратная связь] • [Справка] • [Вход]
для зарегистрированных пользователей
   
[Электронный журнал] •
[Научно-учебные ресурсы] •
 
[Виртуальный университет] •
 
 
     
[Поиск] •
> Публикации > О концепции построения научно-образовательных порталов 
 

О концепции построения
научно-образовательных порталов

Проректор по учебно-методической работе
МГТУ им. Н.Э. Баумана,
к.т.н., доцент Коршунов С.В.

 

В ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» в разделе, посвященном порталам системы образования, в основном речь идет о построении образовательных порталов, которые предлагают посетителям структурированную информацию об образовательных программах учебного заведения, перечень и содержание теоретических курсов, практических занятий, лабораторных работ и других видов занятий, а также методические рекомендации пользования информационными ресурсами и данные о предоставляемых учебным заведением разнообразных образовательных услугах.

В решениях комиссии, которая анализировала итоги эксперимента в области дистанционного образования, записано [1]: «недостаточно проработанными аспектами ДО являются такие важнейшие элементы образовательного процесса как воспитание обучаемых на основе университетской среды, а также научная работа преподавателей филиалов и особенно студентов». В самом деле, как бы точно не соответствовали учебные материалы, предоставляемые студенту в филиале или представительстве, и используемые там образовательные технологии базовому вузу, все равно «дистанционный» студент оторван от традиций университета, его инфраструктуры, научных школ, он не участвует в культурных мероприятиях, лишен непосредственного общения с коллективом студенческой группы, коллективом кафедры, не может непосредственно работать на уникальном научном и учебном оборудовании.

Российское образование, особенно инженерное, начиная с первых шагов (Академия наук в Санкт-Петербурге и интегрированный с ней университет, императорское высшее техническое училище в Москве) строились по схеме «образование на основе науки». Выпускники российской технической школы всегда отличались широтой профессиональных познаний в сочетании с прочностью фундаментального естественнонаучного и гуманитарного базиса [2]. Выдающийся русский инженер-механик Степан Прокофьевич Тимошенко, на собственном опыте познавший достоинства и недостатки российской и американской инженерных школ, на склоне лет живя в США, писал: «Обдумывая причину наших достижений, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое дали нам русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давала нам преимущества перед американцами, особенно при решении новых нешаблонных задач».

Этот принцип проверен жизнью и признан в США и Западной Европе. В этой связи уместно привести слова одного из первых президентов Массачусетского технологического института Джона Рункля: «…Русский метод несет в себе единственно правильный, философский подход ко всему техническому образованию» [2].

Тесная связь университетов с производством, академической наукой позволяет преподавателям быть в курсе потребностей развивающейся промышленности и участвовать в востребованных прикладных исследованиях; быть полноправными участниками фундаментальных и поисковых научных работ. Все это поддерживает высокий научный уровень преподавателей и позволяет оперативно и естественно использовать результаты научных исследований в учебном процессе. Особенно важно при этом участие студентов и аспирантов в проводимых в университете (кафедре, отделе НИИ) научных работах. Это дает возможность студентам познакомиться с последними достижениями науки и техники, сделать обучение наиболее эффективным в плане усвоения получаемых знаний и навыков, освоить методологию научных исследований, выработать навыки самостоятельной работы, работы в коллективе и т. д.

При организации полномасштабного дистанционного обучения по специальностям или направлениям высшего профессионального образования студенты в филиалах и представительствах получают необходимые учебные материалы, рекомендации по их изучению, самостоятельной работы, проведению контрольных работ и семинаров, выполнению курсовых работ. Студенты получают возможность прослушать постановочные обзорные лекции, аттестация проводится как правило очно в присутствии преподавателей базового вуза. При развитии средств телекоммуникаций студенты в представительствах имеют возможность используя Интернет пользоваться образовательными информационными ресурсами университета, а также мировыми образовательными ресурсами. Становятся доступными ресурсы электронной библиотеки университета. Все это так. Современные информационные технологии повышают эффективность инженерного образования за счет использования мультимедийных приложений, позволяющих ознакомиться с работой уникального оборудования, увидеть протекание недоступных обычному взгляду процессов, ознакомиться со сложнейшими конструкциями и схемами, воспользоваться справочной литературой и т. д. Особенно привлекательным является обновляемость сетевых учебных курсов, возможность насыщения их последними достижениями науки и техники. Однако непосредственного участия в научной работе студентов и преподавателей-тьюторов в представительствах нет.

Что может помочь решить эту проблему?

В монографии, выпущенной под редакцией профессора Солдаткина В. И. [3], отмечается, что «одной из самых «горячих» тем в индустрии электронного образования является интеграция порталов образовательной и научной сферы в глобальный научно-образовательный портал, представляющий дифференцированную поисковую систему, обеспечивающую персонифицированную информацию для пользователей».

Профессор Усков В. Л. [4] предложил рассматривать структуру портала в виде некоторого «кубика Рубика» с неопределенным числом горизонтальных и вертикальных слоев. Каждый из отдельных миникубиков (ячеек этого гиперкубика) также может состоять из элементарных «микрокубиков» и т. д. Можно провести аналогию с бесконечной делимостью атома. Однако конечным микрокубиком видимо является преподаватель конкретной кафедры.

Представим, как выглядит микропортал этого преподавателя. В концепции научно-образовательного портала всю информацию, которую предлагает преподаватель пользователю (студенту, аспиранту, слушателю и т. д.) можно расположить на двух половинках страницы, между которыми существует проницаемая граница. На одной половине – размещена и структурирована учебная информация: перечень дисциплин, которые «читает» вместе с ассистентами и близкими коллегами по направлению преподаватель; их место в учебном плане вуза по соответствующей специальности или направлению подготовки; гипертекстовые конспекты лекций или полномасштабные электронные мультимедийные учебники вместе с лабораторными работами и тестовыми заданиями для самопроверки и контроля и аттестации; рекомендации по изучению курсов; список литературы, справочные издания; темы и содержание семинарских занятий; темы рефератов, курсовых работ, дипломных проектов и т. д.

На второй половине – «научной» - характеристика научного направления, в котором вместе с научной группой работает преподаватель; история и сложившиеся отечественные и зарубежные научные школы этого направления; промышленные предприятия, академические институты, конструкторские бюро, экспериментальные или исследовательские организации, ведущие работы в данном направлении и соответственно, нуждающиеся в специалистах; перечень, характеристика и результаты НИОКР, выполненных при участии данного преподавателя; публикации по теме; проблемы, стоящие перед исследователями в этой области; перспективы научного направления и т. д. Проницаемость границы между двумя половинками очевидна: содержание теоретических курсов впитывает достижения фундаментальных и прикладных научных исследований; лабораторный удаленный по сети Интернет практикум может быть построен на использовании в том числе уникального научного оборудования и экспериментальных стендов; темы курсовых и дипломных работ также должны учитывать проблематику научных исследований и т. д.

Из преподавательских научно-образовательных миникубиков складываются последовательно кафедральные, факультетские и университетские порталы, а интеграция охватывает учебные и научные подразделения вуза: факультет и НИИ. Так, в МГТУ им. Н. Э. Баумана сложилась структура, основным элементом которой является научно-учебный комплекс – НУК, объединяющий факультет и научно-исследовательский институт.

Портал, построенный по принципу интеграции научной и образовательной сфер, выглядит значительно привлекательнее, эффективнее и просто эффектнее, так как практически во всех областях научной деятельности можно ярко представить то или иное научное направление.

В МГТУ им. Н. Э. Баумана не случайно можно привести примеры преподавательских мини Web-страниц или построение преподавателями своих систем обучения с использованием информационных технологий дистанционного обучения, когда рядом с учебной информацией располагаются данные о проводимых научных исследованиях и полученных результатах. Еще один характерный для рассматриваемой проблемы пример показывает, что преподаватели работают не только над электронными сетевыми мультимедийными учебниками, но и появляются электронные мультимедийные монографии, насыщенные уникальными видеоизображениями или анимациями, дополнительным справочным материалом, высококачественными фотографиями и т. д. [5].

Еще один пример интеграционных научно-образовательных материалов порталов: автоматизированные лабораторные работы удаленного доступа к реальному оборудованию, в том числе научному. Можно привести ряд разработок МГТУ им. Н. Э. Баумана, МЭИ (ТУ) и других вузов, где использовано для создания подобных лабораторных работ уникальное оборудование университетов или академических институтов [6, 7]. Подобный подход к созданию лабораторного практикума в современных условиях, когда финансовые трудности не позволяют иметь в вузах дорогостоящее научное оборудование, дает возможность студентам различных удаленных от научных центров вузов увидеть, ознакомится и поработать, пусть дистанционно, на уникальных экспериментальных установках. И не только выполнить учебные лабораторные работы, но и принять участие в проведении научных экспериментов, обработке и анализе полученных экспериментальных результатов.

Обсуждая проблему создания порталов в сфере образования, отмечая несомненную пользу привлечения научной компоненты и подчеркивая приоритет для первичного пользователя учебной информации, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана, профессор Федоров И. Б. предлагает назвать подобные интегрированные порталы – «образовательно-научные».

Создание научно-образовательных порталов (или образовательно-научных) будет способствовать решению еще одной важной задачи, связанной с подготовкой научных кадров высшей квалификации через аспирантуру. Удаленность российских территорий от главных научных центров снижает приток молодых ученых в аспирантуру. Размещение на портале информации о научных направлениях вуза, проводимых исследованиях, полученных результатах, сложившихся научных школах, проблемах, которые стоят в плане проведения фундаментальных исследований и перед предприятиями в прикладной сфере, научно-технических предложениях преподавателей кафедр по темам потенциальных диссертационных работ позволит пройти первый этап работы над диссертацией (первое взаимодействие соискатель-научный руководитель, определение темы диссертационного исследования, подбор исходных материалов, составление плана работы и исследований и т. д.) в дистанционном режиме. Этому способствует использование электронной почты, средств телекоммуникаций и работы в режиме чата или форума.

Остановимся на составляющей портала, посвященной нормативной методической и научно-методической информации. Если обратиться к тексту паспорта ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)», то к содержанию образовательного портала в первую очередь относят:

«Образовательные порталы. Ограниченность образовательных учреждений в информации, связанной с повышением эффективности работы (образовательные стандарты, типовые учебные программы, классификаторы направлений и специальностей, материалы работы учебно-методических объединений, данные российской социально-экономической статистики и др.), является важным фактором, сдерживающим развитие системы образования, не позволяющим в полной мере задействовать научно-педагогический потенциал для решения актуальных задач в сфере образования.

Для решения указанной проблемы в составе мероприятий Программы на базе ведущих вузов и научно-исследовательских институтов России предусмотрена реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на создание системы общеобразовательных и специализированных порталов.»

Таким образом, для реализации указанной в паспорте Программы задачи следует либо организовать работы по созданию вертикального специализированного образовательного портала, ключевую роль в котором играют учебно-методические объединения, либо в составе вертикальных специализированных порталов по образовательным областям, в составе общероссийского образовательного горизонтального портала, а также в составе университетских порталов должна быть развернута информация о государственных образовательных стандартах, примерных учебных планах, примерных программах дисциплин, специализациях и магистерских программах, требованиях к литературе, материально-техническому обеспечению учебного процесса по всем направлениям и специальностям, Перечне направлений и специальностей, перечне учебно-методических объединений, распределении направлений и специальностей по УМО, составы советов УМО, учебно-методических советов по направлениям и учебно-методических комиссий по специальностям и т. д.

Подводя итог, можно предложить назвать портал «научно-образовательно-методическим», хотя это название и не очень звучно и слишком длинно.

 

Используемые источники
  1. Информационная справка о результатах работы комиссии по анализу эксперимента в области дистанционного образования / под ред. И. Б. Федорова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.
  2. Доклад И.Б.Федорова, ректора МГТУ им. Н. Э. Баумана на Коллегии Минобразования РФ «О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования», 22 июня 1999 г.
  3. Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л., Лобачев С. Л. и др.; Отв. ред. В. И. Солдаткин. – т. 1. – РГИОО. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.
  4. Усков В. Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет //Информационные технологии. – 2001. - № 9.
  5. Ярославцев В. М., Ярославцева Н. А. Электронная монография по технологии резания (Бодров?).
  6. Зимин А. М.
  7. Уникальные экспериментальные стенды в режиме удаленного доступа как эффективная возможность развития учебных лабораторий вузов / Л. Г. Генин, Я. И. Листратов, Н. Г. Разуванов и др. // Индустрия образования. Выпуск 1. Сборник статей. – М.: МГИУ, 2001. – с. 165 – 174.
   
       
• [Карта сайта]
На первую страницуВ начало страницы