Логотип СОО Система
Открытого
Образования

Понедельник, 25 сентября 2017                       

http://www.engineer.bmstu.ru ИНЖЕНЕР
научно-образовательный портал
МГТУ им. Н. Э. Баумана
[Новости] • [О проекте] • [Карта сайта] • [Обратная связь] • [Справка] • [Вход]
для зарегистрированных пользователей
   
[Электронный журнал] •
[Научно-учебные ресурсы] •
 
[Виртуальный университет] •
 
 
     
[Поиск] •
> Публикации > Методико-технические проблемы преподавания 
 

Методико-технические проблемы преподавания естественно - научных дисциплин с использованием элементов открытого образования

Начальник учебно-методического отдела
дистанционного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана
А.Б. Плосковитов

 

Современное состояние информационных технологий и других элементов открытого образования в методику преподавания естественно - научных дисциплин демонстрирует высокий рост предметных разработок. Под предметными разработками подразумеваются создание электронных учебников учебных материалов, обучающих программ, удаленных лабораторных практикумов, систем тестирования по различным дисциплинам и курсам и пр.

Как правило, разработка ведется высококвалифицированными специалистами в области предметной части разработки: опытными преподавателями и учеными. К сожалению, готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями.
Иногда наблюдается перенасыщение технологическими нюансами.

Даже владение технологическими приемами изготовления электронных учебников не является гарантией создания высококачественного образовательного продукта. Инерционность мышления, отработанные годами приемы преподавания, все это оказывает плохую услугу при обращении к новым технологиям. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу. Отсканированные изображения лабораторных приборов, втиснутые в тело текста, иногда непрофессионально сделанный видео фрагмент – вот и все, что зачастую представляется электронным учебником.

Бывает и другая крайность: освоив некоторые эффектные приемы, разработчик к месту и не к месту насыщает ими свою разработку, забывая, что избыток информации еще вреднее ее недостатка. Буйство красок, звука, динамики в сочетании со слабой структуризацией заставляют забыть о цели обращения к данной программе.

При рассмотрении способов использования электронных учебных материалов снова обнаруживаются «следы» традиционных учебников. Большая часть продуктов редко оснащается инструментами обратной связи, отличными от адреса электронной почты разработчика. В лучшем случае по этому адресу можно получить консультацию по инсталляции программы или по выбору технических средств для ее использования. Одним из необходимых требований обучения является контакт обучающегося с преподавателем. Редко когда в электронном учебнике имеется механизм обратной связи, обеспечивающей процедуру удаленной консультации. И еще реже случается, что предложенный механизм гарантированно работает.

Разработка отдельных предметных приложений ведется разными разработчиками. Эти приложения не всегда органически складываются в единый последовательный курс обучения по структуре, дизайну, стилю изложения и системе поддержки.

Решение этих и многих других методических, технических и организационных проблем невозможно в условиях несвязанных между собой разработок отдельных предметов или курсов. Даже в рамках одной кафедры создаются электронные учебные пособия разного назначения, которые не всегда могут быть использованы в едином учебном процессе из-за принципиальных различий в идеологии построения, методики, стиля, дизайна, организации обратной связи и пр.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана для изучения и решения проблем построения системы открытого образования Университета в целом и разработки и внедрения элементов открытого образования в реальный процесс обучения в составе НМЦ «Инженерное образование» создан отдел дистанционного обучения.

Для отдела определены несколько стратегических направлений работы:

  • изучение и разработка методики внедрения информационных технологий в процесс обучения, определение и изучение наиболее важных факторов повыше6ния качества и эффективности обучения с применением принципов открытого образования;
  • создание опытной площадки для отработки процедур обучения и подготовки преподавательского состава;
  • исследование технологии создания и методов использования электронных учебных материалов в процессе обучения, включая электронные учебники, обучающие программы, лабораторный практикум, справочные и методические материалы,
  • создание единой технической базы для сбора, хранения и предоставления доступа к электронным учебным и научным материалам.

По вполне понятным организационным и правовым причинам невозможно сразу организовать полномасштабное дистанционное обучение с удаленным контролем знаний, выдачей диплома и пр. Поэтому необходима этапность разработок, обеспечивающая избирательное внедрение принципов и методов информационных технологий и элементов открытого образования:

  • дополнительные образовательные услуги студентам дневной формы;
  • второе образование;
  • изучение отдельных дисциплин индивидуальным потребителем образовательной услуги;
  • преподавание отдельных дисциплин в филиалах;
  • повышение квалификации и переподготовка специалистов;

Естественнонаучные предметы в инженерном вузе нуждаются в особых методах, тщательной разработке и широком использовании электронных учебных материалов, так как, являясь общими базовыми предметами для всех специальностей вуза, они могут обладать специфическими особенностями для каждого направления. Здесь особенно возможна опасность дублирования информации. Кроме того, эти предметы преподаются, как правило, на начальных курсах, т.е. для аудитории, не вполне адаптированной к требованиям вуза.
Ограниченность количества лекционных часов, семинарских занятий и лабораторного практикума не позволяют преподавателю плавно и безболезненно перестроить сознание студента от школьной инфантильности к адекватному восприятию требований современного высшего образования.
Трудно представить себе более жалкое зрелище, чем испуганный студент, механически записывающий за преподавателем страницы незнакомых терминов, обозначений, выводов и ссылок. Не меньшее сочувствие вызывает и преподаватель.

Современный уровень технологии допускает быстрый доступ к огромному массиву информационных объектов. Сложные вопросы, преподаваемые в высшей школе, могут быть проиллюстрированы яркими, понятными примерами, использующими привычную со школьной скамьи терминологию. Такой иллюстративный ряд может быть любой необходимой глубины, начиная от математических теорем и заканчивая применением тех или иных физических принципов в реальных технических объектах окружающего мира.

Таким образом, электронные информационно-образовательные материалы по естественнонаучным дисциплинам представляются структурированным информационным комплексом, состоящим из массива мелких информационных компонент и операционного аппарата, обеспечивающего сборку необходимой информационной конфигурации – образовательного цикла и доступ к базе знаний, расширяющей и углубляющей подготовку обучающегося.

Электронная образовательная естественнонаучная энциклопедия – средство преподавания естественнонаучных дисциплин в среде логических междисциплинарных связей.

Создание такой энциклопедии не может быть задачей для ограниченного коллектива специалистов. Наполнение базы знаний, как и создание традиционной энциклопедии, является результатом творчества большого количества специалистов и коллективов. Один из способов разработки такого продукта – путь последовательных приближений. Создается «обычный» гипертекстовый учебник по какой-либо дисциплине (или разделу дисциплины) и начинает использоваться в процессе обучения. Анализ результатов его использования определяет, как нужно изменить структуру, механизм формирования контента, развитие базы знаний и пр.

В конечном итоге такая образовательная энциклопедия будет содержать огромное количество элементарных информационных блоков, распределенных по удаленным техническим средствам структур как минимум одного вуза. Для того, что бы использовать эту информацию, необходимы автоматизированные средства, осуществляющих сборку этих информационных блоков по определенному алгоритму.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана создан портал системы открытого образования «Инженер», одной из задач которого является организационно-техническая поддержка обучения с использованием ресурсов информационных технологий.

Портал «Инженер» создается для предоставления единой идеологической, административной и программной платформы разработки и доступа к подсистемам и элементам открытого образования, в том числе и базе электронных учебных материалов.
Одной из первоочередных задач Портала является концентрация и структуризация доступа к максимально возможному количеству предметных разработок университета.

Достижение некоторой критической массы таких приложений позволит с одной стороны сформировать законченные циклы обучения, а с другой – на основании статистики обращений к тем или иным учебным пособиям выработать оптимальные требования для разработки таких пособий.

Портал обеспечивает доступ обучающихся к необходимым электронным учебным материалам. Обратная связь с преподавателем осуществляется через электронную почту. В настоящее время испытываются средства телеконференций, благодаря которым обучающийся получает возможность контактировать с преподавателем в реальном масштабе времени.
Пользователи ресурсов портала классифицированы по областям и степени доступа к ресурсам. Ряд студентов использует информационные ресурсы портала в реальном процессе обучения: выдача и прием заданий, самостоятельная проработка теоретических материалов, удаленное консультирование. В 2002 году проводится эксперимент по использованию информационных ресурсов портала в традиционных лекционных и практических занятиях.

При этом остается проблема формирования базы электронных учебных материалов. Для производства качественных электронных учебников необходимо привлечение различных специалистов, не относящихся непосредственно к предметной области преподавания: программистов, художников, психологов, кино- и фото-операторов, сценаристов и др. Привлечение таких специалистов связано с дополнительными финансовыми затратами. Поэтому часть услуг портала вынуждена быть тарифицированной. Для обеспечения своевременного доступа к платным услугам необходима организация бесперебойной обработки пользовательских платежей и интеграция телекоммуникационной системой университета с банковской системой.

Организация всех имеющихся функций портала должна создавать персонифицированную информационно-образовательную среду для каждого пользователя системы. Эта среда индивидуально настроена под конкретные требования пользователя. Вся система портальных ресурсов, включающая удаленные программно-технические средства и людские ресурсы, становится провайдером образовательных услуг системы открытого образования технического университета.

   
       
• [Карта сайта]
На первую страницуВ начало страницы